В 2023 году исполняется 135-лет со дня рождения Антона Семеновича Макаренко

Макаренко_460х414.png

Макаренко Антон Семенович

(1(13) марта 1888 – 01 апреля 1939)

«В общем, педагогика есть самая диалектическая,
подвижная, самая сложная и разнообразная наука.
Вот это утверждение является основным символом
моей педагогической веры»

13 марта 2023 года — в Год педагога и наставника — исполняется 135-лет со дня рождения всемирно известного советского педагога и воспитателя, писателя, прозаика и драматурга, автора знаменитой ”Педагогической поэмы” Антона Семеновича Макаренко. Его книга «Педагогическая поэма» переведена на 18 языков народов СССР и 36 иностранных языков.

Макаренко А.С. вошел в мировую педагогику как создатель новаторской системы воспитания беспризорных, социально заброшенных детей. Большую часть жизни посвятил перевоспитанию трудных подростков, которые затем становились законопослушными гражданами, добившимися в жизни больших высот.

В 1988 году Антон Макаренко признан  ЮНЕСКО одним из четырех выдающихся педагогов мира. Его авторская методика воспитания творила чудеса в 20-е годы прошлого столетия. Количество беспризорников в то время было огромным. Для решения вопроса их воспитания были созданы педагогические коммуны, в которых А.С. Макаренко воплощал на практике разработанную им воспитательно-педагогическую систему. Первая коммуна появилась в 1920 году в Украине — трудовая колония имени М. Горького (*) в селе Ковалёвка, близ Полтавы; в 1926 году колония  была переведена в Куряжский монастырь под Харьковом; с октября 1927 года по июль 1935 года А.С. Макаренко был одним из руководителей детской трудовой коммуны ОГПУ имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова (1) (**).

Макаренко сам уверял, что его метод – это единственное средство справиться с трудными и травмированными детьми, нуждающимися в помощи. На протяжении двенадцати лет Макаренко возглавлял колонии, где находились малолетние правонарушители, и добился того, что все его воспитанники выросли достойными людьми, никто не вернулся к своей прежней жизни (2). Система Антона Макаренко пристально изучается и используется во всем мире, а его имя стоит в одном ряду с такими выдающимися педагогами, как Георг Кершенштейнер, Джон Дьюи, Мария Монтессори.

Основные педагогические идеи

Идеи А.С. Макаренко заключаются в том, что каждый человек носит в себе огромный потенциал для развития и воспитания личности, которая является носителем прогресса в любом обществе. Важным условием для развития такой личности являются специально организованные социальные условия и педагогическое воздействие.

Основа методики Макаренко – воспитательный коллектив, в котором дети связаны общими дружескими, бытовыми, деловыми целями, и это взаимодействие служит комфортной средой для развития личности.

Антон Семенович развивал теорию семейного воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогически обоснованных принципов воспитания в семье. Утверждал, что воспитать ребёнка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать его (3).

Коллективизм, строгая дисциплина, постоянная занятость — на этих трех китах была построена система Макаренко. Поэтому дети, разделённые на разновозрастные отряды, не только имели самоуправление, но и трудились на собственном производстве. По мысли Макаренко, чем лучше относишься к ребенку, чем больше его уважаешь, тем больше от него нужно требовать и тем лучше он будет подготовлен к взрослой жизни.

Макаренко разработал “метод перспективных линий” — перед ребенком ставится цепочка целей, которые нужно поочередно достигать. Педагог считал обязательным соблюдение дисциплины, а вот стремления к идеальной учебе от своих учеников не требовал (4).

Педагогический опыт и взгляды А.С. Макаренко отражены в художественном творчестве. В литературных произведениях («Педагогическая поэма», «Марш 30-го года», «Флаги на башнях»), художественно-теоретическом произведении «Книга для родителей», в публицистических статьях проследил процесс воспитания нового человека в трудовом коллективе, развитие новых норм поведения, процесс накопления нового морального опыта и привычек.

Память

В память о выдающемся педагоге установлены памятники А.С. Макаренко в г. Харькове (1969) и в с. Подворки Дергачёвского р-на Харьковской области, скульптурная группа «А.М. Горький и А.С. Макаренко» (1968, Куряжская воспитательно-трудовая колония, Харьковская область), мемориальная доска А.С. Макаренко на улице Пржевальского в Смоленске и в Киеве на доме, где педагог-писатель жил в 1935-1936-м годах.

Имя А.С. Макаренко присвоено большому количеству учебных заведений в России и Украине, а также – учебным заведениям на Кубе, в Германии, Мексике, Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Узбекистане, Приднестровье и исследовательским лабораториям в России (Нижний Новгород, Челябинск).

Имя А.С. Макаренко носят улицы в России, Украине и Германии, библиотеки и музеи в России и Украине.

В 1951 году в Кременчуге был открыт дом-музей – «Педагогически-мемориальный музей Антона Семеновича Макаренко», а в 1983 году в Москве был открыт «Педагогический музей А.С. Макаренко», который работает по настоящее время.

В 1991 году по почину исследователей творчества А.С. Макаренко, его воспитанников, педагогов из СССР, ФРГ, Китая, Польши, Венгрии, США, Франции, Чехословакии возникла и  работает по настоящее время МЕЖДУНАРОДНАЯ МАКАРЕНКОВСКАЯ АССОЦИАЦИЯ /INTERNATIONAL MAKARENKO’S SOCIETY – ММА/IMS.

В честь Антона Семеновича Макаренко были учреждены награды:

·         Медаль А.С. Макаренко «За достижения в области просвещения и педагогической науки» (учреждена в 1964 году в УССР)

·         медаль А.С. Макаренко в номинациях «За педагогическую доблесть» и «За вклад в развитие педагогики дела» (учреждена в 2003 году редакцией журнала «Народное образование» и Международной Макаренковской ассоциацией к 115-летию со дня рождения А.С. Макаренко). Первым награждённым удостоился стать старейший живший на то время российский воспитанник А.С. Макаренко по Коммуне им. Дзержинского Иван Демьянович Токарев

·         Орден им. А.С. Макаренко (учрежден в 2008, Россия)

По произведениям А.С. Макаренко были сняты фильмы:

·         Педагогическая поэма (1955, режиссёры  – О.С. Маслюков и И.З. Маевская)

·         Флаги на башнях (1958, режиссёр — Абрам Народицкий)

·         Большие и маленькие (1963, режиссёр – М.Н. Фёдорова). Фильм снят по мотивам произведения «Книга для родителей»

В 2023 году — в Год педагога и наставника — проводится Всероссийский Национальный Конкурс «Наследие А.С. Макаренко», приуроченный к 135-летнему юбилею со дня рождения Великого русского педагога Антона Семеновича Макаренко.

Произведения А.С. Макаренко

·         Педагогическая поэма. — М., 1935.

·         Книга для родителей. — М., 1937.

·         Флаги на башнях. — М., 1939.

·         Марш 30-го года. — М., 1983.

·         ФД-1. — М., 1983.

·         Методика организации воспитательного процесса. — М., 1983.

·         Педагогические сочинения в 8-и томах — на портале НПБ им. К.Д. Ушинского:

·         Т. 1. Педагогические произведения 1922-1936 гг. — М., 1983.

·         Т. 2. Художественные произведения 1930-1933 гг. и 1938 г. — М., 1983.

·         Т. 3. Педагогическая поэма. — М., 1984.

·         Т. 4. Педагогические произведения 1936-1939 гг. — М., 1984.

·         Т. 5. Книга для родителей. — М., 1985.

·         Т. 6. Повесть «Флаги на башнях» и рассказы 1937-1939 гг. — М., 1985.

·         Т. 7. Публицистические работы,  статьи о детской литературе и писательском труде, выступления.  — М., 1986.

·         Т. 8. Письма А.С. Макаренко и материалы к его биографии. — М., 1986.